Сначала для затравки хорошая статья именно по теме и именно о данном капвее
Kiev. «Капвей» – несостоявшийся киевский монорельс
Несколько раз в шестидесятых годах в городе пытались построить монорельсовую дорогу. Ближе всего к этой идее подошел экс-голова города Александр Омельченко, не раз посещавший экспериментальную площадку нового вида городского транспорта – «капвэя».
Телевидение показывало желтый вагончик, в который с любопытством заходило городское и не только начальство. Вагончик ездил на эстакаде по полю, начальство многозначительно кивало головами. С тех пор прошли годы, и корреспонденты заинтересовались, куда же он делся?
Скромное очарование ГостомеляВ Ирпенском горсовете, в состав которого входит и Гостомель, известием о том, что на их землях находится какой-то испытательный полигон, откровенно были ошарашены: «Монорельс? У нас? Откуда?». Зато намного более эрудированными оказались киевские велотуристы, которые регулярно совершают свои «покатушки» между Горенкой, Гостомелем и Пущей-Водицей. Они-то нам и подсказали, как наилучшим образом добраться до монорельса, находящегося, как оказалось, недалеко от маленького села Мощун.
Надо сказать, что дорога к монорельсу лежит через город-спутник Гостомель – сам по себе увлекательнейший и высокотехнологичный поселок, отличное место для прогулки выходного дня. Один только аэродром авиазавода может стать украшением любого города. Здесь столько было поставлено рекордов антоновскими летчиками-испытателями на «Русланах» и на «Мрії», что в пору ставить памятник авиаторам. В какой-то мере его роль играет старый «кукурузник» с надписью «Гостомелю – 512».
Из рукотворных памятников Гостомеля следует также отметить стеклянный монумент возле стеклозавода и еще один загадочный памятный камень при въезде в город. Камень якобы посвящен закладке на этом месте дубовой аллеи по случаю 2000-летия Рождества Христова. На гранитной глыбе высечены даже грозные слова – «Под охраной Святого Духа», однако же, несмотря на это, никакой дубовой рощи возле камня нету.
Тайное место под селом МощунВ свое время многочисленные делегации высоких столичных чиновников ездили сюда посмотреть еще на одну диковинку – вагончик на опорах, анонсированный как транспорт будущего. Здесь их встречал человек по имени Александр Капитонов, представлявшийся президентом компании «Капвэй», который возил их на красивом желтом трамвайчике вперед и назад, пытаясь «втюхать» эту разработку городским властям.
Сам Александр Капитонов любил говорить, что отдал строительству под Гостомелем одиннадцать лет разработок и три с половиной миллиона долларов, не считая еще пятисот тысяч за вагон. При этом Александр Омельченко настолько заинтересовался «капвэем», что даже дал поручение поддержать разработку финансово и запустить такую трассу на Трухановом острове.
«Вагон будет использоваться в качестве «легкого метро», строительство которого запланировано в столице», – бодро рапортовала тогдашняя городская пресс-служба о еще одном гигантском плане экс-мэра. Дальше в строительстве монорельса наступила черная полоса: сначала не удалось переизбраться покровителю «капвэя» на мэрскую должность.
А в конце прошлого года исчез и объявленный в международный розыск Александр Капитонов, который, как уверяют правоохранители, чудесно совмещал строительство монорельса на Труханов остров с руководством криминальной группировкой «Капитошки», занимавшейся рейдерством в крупнейших масштабах. Сам хозяин и разработчик этого транспорта ныне в бегах, несколько его подельников дают показания правоохранительным органам.
Финансовая состоятельность возглавляемой им фирмы, которая, как сообщали СМИ, ко всему прочему причастна к известному столичному недострою «Днепровские башни», тоже вызывает сомнение. В итоге остался один только заброшенный вагон-сирота и часть подвесной трассы. Какие-то «силовики», однажды приезжавшие после возбуждения уголовного дела по «капитошкам» осмотреть монорельсовую трассу, не нашли здесь ничего интересного и отбыли восвояси.
Всеми забытый и даже не совсем монорельсЖелтый вагончик среди заливных и несколько однотипных приирпенских лугов, словно пресловутую желтую подводную лодку среди украинских степей, можно рассмотреть издалека, например, с железнодорожной насыпи, ведущей к авиазаводу. Над вагончиком складной большой зонтик, похожий на пляжный, только несравнимо больше.
Его раскрывали при посещениях важных делегаций, когда, казалось, щедрое бюджетное финансирование вот-вот одарит киевлян подобными транспортными линиями (на сайте «Капвэя» и сейчас можно увидеть проект движения этого трамвая по проспекту Космонавта Комарова), а ее творцов – кое-какими доходами. Однако сейчас, когда никаких почетных гостей нет, вокруг вагончика царит удивительное безлюдье: ни одной человеческой души рядом, лишь только несколько овчарок издали наблюдают за нами.
Так как никаких охранников на территории объекта не видно, журналистам не остается ничего другого, как перемахнуть через невысокий забор и осмотреть тот объект, который призван был когда-то решать транспортную проблему. Сама трасса автобуса совершенно новая, с эстакады кое-где еще не снята даже защитная пленка. Длина ее совсем небольшая – всего метров триста: в самый раз «демонстрационно» прокатиться туда и обратно, а потом пойти в соседний лес на банкет.
Вдоль всей трассы установлены мощные фонари – редкость для соседнего села, и уж совсем диковинка для чистого поля. Рядом стоят подстанции, демонстрационный стенд с макетом грузового вагона – все такое же новое, с иголочки. Разве что хозяева всего этого добра куда-то исчезли, словно мастера с острова Пасхи, оставив исследователям статуи длинноухих исполинов и досточки с письменами «ронго-ронго».
Тем временем на транспортных форумах в интернете «капвэй» обсудили вдоль и поперек, признав, что никаким монорельсом он не является, а относится к классу рельсовых автобусов. Движется он на двух парах прорезиненных колес, развивает скорость до 120 километров в час – было бы где разогнаться.
И хотя, подняв старые газеты, можно прочитать уверения в том, что «капвэй» – это полностью украинская разработка, нетрудно заметить, что абсолютно идентичные вагоны строит минский завод «Белкоммунмаш» из элементов МАЗовского троллейбуса – только предназначены они для демонстрационных целей, но белорусам не хватило смелости рекламировать их как городской транспорт будущего.
Мы заглядываем внутрь, в покрытую пылью кабину водителя. Заметно, что ключ, приводящий в движение вагон, оставлен в щитке. Что в принципе и логично: вряд ли «капвэю» грозит угон. Зато сидений в салоне – всего шесть. Нет, таким механизмом в принципе радикально транспортную проблему в городе, разумеется, не решить. А значит, скорее всего, именно в таком демонстрационном виде вагончик останется на долгие годы, удивляя своими футуристическими очертаниями нечастых здесь туристов.
Даже несмотря на то, что сама идея монорельсовых дорог, связывающих пригороды и отдаленные массивы с линиями метро и центральными магистралями, далеко не столь безумна, как, например, использование в качестве городского транспорта канатной дороги или речного трамвая.