Самостоятельная установка ГБОДень добрый.
Долго я сопротивлялся этому, но цены на топливо сделали свое дело - поддался я соблазну начать экономить на эксплуатации авто путем установки альтернативной топливной системы. Как обычно, к этому делу решил подойти с душой. Собрал немного знаний по форумам, статьям из интернета, немного пообщался с владельцами автомобилей с ГБО. Последней каплей стало то, что знакомый поставил... точнее ему поставил "мастер" газобаллонное, но не смог настроить холостой ход и холодный пуск. Объяснил все это малой компрессией, которую он намерял в диапазоне 6,5-7,5 бар. Знакомый огорчился и начал "оплакивать" вложенные деньги. Решил ему немного помочь. Ну хотя бы перемерять компрессию на холодном моторе с добавлением масла. Результат был не столь ужи плох. Мой прибор показал 8,0-9,0 бар в цилиндрах. С маслом 13,5-14! Ну тут все стало понятно. Поршневая - труп. И это после года, как сделали капиталку мотору. Видать, такой же горе моторист делал, как и установщик газ ставил. Долго рассказывать не буду. В двух словах. Через полчаса машина на газу имела ровный холостой, отлично себя показала на трассе. Оставался открытым только вопрос с холодным пуском и неизвестным расходом. Это я оставил на совести самого товарища и его горе установщика.
Окрыленный успехом, я понял, что ничего сложного в установке и настойке карбюраторной версии ГБО нет, и принялся подсчитывать (собирать) комплект под свою конфигурацию мотора и под свои желания:
1. Минимальное вмешательство в работу карбюратора на бензине. Это обозначало, что вариант с применением смесителя над карбюратором отпадает. Конструктивно все доступные на рынке смесители для солекса 2108 ущербны и всячески будут его "душить". Оставался только вариант врезки. Врезки в обе камеры также несут в себе опасность получить "подсос" воздуха в первую камеру со второй во время определенных режимов.
2. Максимально простая конфигурация механической части ГБО вплоть до работы на одной камере карбюратора. Ибо настройка двух винтов жадности меня как-то не впечатляла.
3. Работа ГБО должна нести в себе экономию, а значить вторая вечно сифонящая камера карбюратора попросту не нужна. Я ее и на бензине открывал несколько раз для "попробовать", "побаловаться" на трассе и для обгона парочки надоедливых фур.
4. Мелочи типа: хочу кнопку с отображением уровня в баллоне, редуктор самый удобный, простой и доступный и т.д.
Не буду особо нагружать остальными мыслями и перейду к делу. Для реализации задуманного мне пришлось приобрести:
• Фитинг GOMET для термопластиковой трубки FARO Ø6(M14x1) угловой 90° в сборе 44 грн*2=88 грн
• Электромагнитный клапан бензина Atiker 139 грн*1=139 грн
• Хомут червячный Carlife Ø10-16 мм (оцинковка) 4 грн*4=16 грн
• Тройник тосольный 16Х16Х16 BRC (пластик) 29 грн*1=29 грн
• Тройник тосольный 20Х20Х16 BRC (пластик) 29 грн*1=29 грн
• Штуцер подачи газа в карбюратор (ремонтный,конический) 35 грн*1=35 грн
• ВЗУ Tomasetto для монтажа в бампер (пропан-бутан) 130 грн*1=130 грн
• Редуктор Tomasetto AT07 70 кВт (100 л.с.) электронный пропан-бутан 893 грн=1=893 грн
• Термопластиковая трубка FARO Ø6 41 грн*5=205 грн
• Скоба крепления магистрали (трубки) в изоляции 6 грн*10=60 грн (пригодилась аж 1 штука)
• Шланг тосольный Fagumit Ø16 (бухта 25 м) 58 грн*1= 58 грн
• Шланг газовый LPG/CNG Fagumit Ø17 81 грн*1=81 грн
• Трубка медная Silmet в пластиковой оплетке Ø8х0,8 67 грн*2=134 грн (неудачно поставленная ушла в утиль)
• Дозатор газа 16Х16 Украина (алюминий) 41 грн*1=41 грн
• Хомут червячный Carlife Ø16-27 мм (оцинковка) 5 грн*16=80 грн
• Хомут червячный Carlife Ø10-16 мм (оцинковка) 4 грн*4=16 грн
• Переключатель газ-бензин Atiker карбюратор с указателем уровня топлива (для электронных редукторов) 202 грн*1=202 грн
• БУ баллон ТОР 42 литра с мультиклапанном 850 грн
• Трубка термопластиковая Ø8 1,5 м 50 грн
• Бонка для трубки Ø8 10*2=20 грн
• Фитинг для термопластиковой трубки Ø8 угловой 90° в сборе 50*2=100 грн
• Датчик уровня газа на мультиклапан неизвестного происхождения 100 грн (придется менять на новый)
• Датчик уровня газа Atiker 20 кОм (двухконтактный) (K01.003055) 1*124=124 грн (нужно купить для корректной работы кнопки)
• Реле 5 контактное с колодкой, клеммы 6,3 мм "мама" и прочая мелочь ~100 грн
• Доставка Новой почтой ~200 грн
Итого всего: 3780 грн
Итого с толком: 3556-134-100-50=3496 грн.Одним из этапов подготовки был расчет оптимальных параметров врезки в карбюратор. Много на просторах интернета про это сказано, но я верю фактам. Особенно тем, которые перепроверил сам. Для этого я обратился к своим знаниям в компьютерном моделировании. Об этом можно будет прочесть в моем
блоге.
Про установку рассказывать особо долго ничего не буду. Она прошла на одном дыхании. Ничего сложного в этом нет. Но и не совсем гладко это было. Остановлюсь только на допущенных ошибках:
1. Перегнута и лопнута медная трубка вблизи баллона - удобнее новичкам использовать термопластиковую трубку, хотя это и дороже за счет необходимости использования специальных фитингов. Пришлось уже у местных докупать на замену.
2. Не проверил БУ мультик, а точнее его сборку. Под заправочным клапаном в нем была неправильно вставлена пружина, из-за чего на заправке газ не мог попасть в баллон. 4 литра газа улетело в атмосферу.
3. Протянут лишний провод (не комплектный) для датчика на мультиклапане, поскольку все равно придется покупать новый датчик с новым комплектным проводом.
4. Пришлось заправочник из врезного в бампер делать наружный на кронштейне. Оказывается в кадетте хетче его попросту нет куда цивилизовано врезать. Места между бампером и кузовом практически нет.
5. Пришлось сделать импровизированный переходник газового шланга на подачу в карбюратор с 17 на 10 мм. В местных магазинах не нашлось подходящего промышленного варианта.
6. Баллон на 42 литра немного выше уровня пола багажника. Оно не мешает сильно, но стоит об этом упомянуть. Кстати, баллончик я покрасил предварительно в борьбе за феншуйность. На заправке его приняли за новый
.
В процессе установки пришла в голову мысль о ненадобности системы ЭПХХ, поскольку в основном предполагается езда на газу. Решил на ее базе сделать запирание клапана ХХ в карбюраторе при переключении на газ. Это даст возможность избежать забора муссора из сухой поплавковой камеры в проблемный канал ХХ этой версии карбюратора, а также уберет подсос воздуха в задроссельное пространство при работе двигателя на газу. Для этого вместо блока систсемы ЭПХХ клапан был подключен к 5-контактному реле параллельно бензонасосу и бензоклапану. Сейчас клапан работает так: зажигание включено+переключатель в положении "бензин"=клапан открыт; зажигание включено+переключатель в положении "0"=клапан открыт; зажигание включено+переключатель в положении "газ"+редуктор подает газ в карбюратор=клапан закрыт; зажигание выключено - все клапаны закрыты.
Итоги после небольшого 2-ух недельного тест-драйва.
1. Холодная заводка на газу - без проблем при +15 градусах на улице. Но холостой первые несколько минут 500-600 оборотов вплоть до отказа мотора работать. Виной всему генератор. Об этом отдельная история.
2. Переключение на газ на ходу после прогрева мотора до 40-50 град. - без проблем. Но газ с врезкой не любит сильно закрытую воздушную заслонку - мотор захлебывается, тяга или совсем никакая или вплоть до остановки мотора - перед включением газа воздушку нужно открывать или почти полностью или полностью.
3. Заводка после езды на газу и кратковременной стоянки - без проблем. Но холостой первые 1-2 минуты пониженный слегка. Такое же наблюдается и на бензине. Опять же генератор. Заглушил/завел без длительной стоянки - без проблем.
4. Езда в городском цикле - не хватает пинка под зад на низах после доведенного солекса (доработанный ускорительный насос и подобраны жиклеры), но езда вполне сносная, задних не пасу.
5. Езда на трассе - пока максимальная зафиксированная скорость 130 км/час. Дальше просто не было желания разгоняться все равно быстрее не езжу.
6. Сегодня было у нас ветрено. После 70 км/час при езде накатом холостой существенно падает. При этом чем выше скорость, тем больше падение. Виной тому раскрепощенный воздухан без хобота. Нужно гофрой вывести забор воздуха в район правого крыла. Решилось все перенастройкой редуктора.
Сейчас идет процесс изучения поведния и регулировок автомобиля на альтернативном топливе. При всех моих испытаниях, тестах и регулировках предварительно расход составил около 10,5 литров/100 км. По сути на бензине у меня в последнее время где-то так и выходило. Но цена на газ существенно ниже. По моим прикидкам, я уже экономлю около 40-50% денег на топливе. Надеюсь за недолгое время этот показаетль закрепить, а может еще и улучшить.
ГБО установлено на отметке одометра в 46400 км.