Симптомы:
1. При попытке запустить мотор происходит чёткий щелчок втягивающего и тишина
2. После щелчка все лампы на приборке заметно притухают
3. Греются клеммы на аккумуляторе
Диагностика:
1. Подбрасываем другой аккумулятор, запуск - те же симптомы. Аккумулятор исключён.
2. Замер проседания напряжения на аккумуляторе (на самих клеммах) при попытке запуска - 7,2В. Проводка исключена, ибо садим сам аккумулятор.
3. Закорачиваем контакт втягивающего и верхнюю гайку на 13 - щелчок, сноп искр и тишина. Втягивающее исключили, оно свою функцию выполняет.
Вывод - короткое замыкание в самом стартере.
Снимаем стартер (как снимать неоднократно описывалось), разбираем и видим собственно то, что на фото.
Фото получились не очень, накрылась вспышка после 5 лет (Sony H10). Советую хорошо подумать тем, кто покупает фотик с автоматически открывающейся вспышкой.
Дальше будет простыня текста, можно не читать.
Предыстория (написано на одном дыхании):
Как сторонник новых запчастей, в своё время, а именно 3 года назад, купил новый стартер взамен старого Bosch. Кстати нужно отдать должное инженерам Bosch, стартер крутил до самой своей смерти, пока не разлетелся весь. Снял я его когда лопнуло крепление к блоку (ухо), но когда разобрал, прозрел - щеток почти небыло, втулки ходили ходуном. Но он, блин, крутил.
Новый стартер решено было покупать у человека с ником Doberman303, была его тема на УОКе, где он продавал новые стартеры. Судя по той теме, людей, купивший у него было много, получали, ставили, отписывались. В личной беседе узнал, что это редукторные стартеры Valeo, просто без логотипов, ибо контрабас. Ну в принципе логотип - дело такое.
И вот он в моих руках... Представьте мою радость, вот он... новёхонький, редукторный. Маленький, но способный прокрутить мотор. Сверкает и пахнет смазкой... ещё пока чистый (это я стараюсь передать свои эмоции). Я так радовался с этого куска железа, как маленький мальчик, которому наконец подарили на день рождения подзорную трубу или велосипед.
После установки стартера наслаждался запуском, знаете как заводятся новые иномарки, этот смеющийся звук, который переходит в рычание мотора...
Зима и последующие 2 года показали хорошую работу, что -20, что в +50 запуск мотора был с первого раза.
Я даже стал его рекомендовать людям.
Единственный неприятный момент и ложка дёгтя в этой бочке мёда - это магнитола, которая при запуске выключается. Ожидал от редукторного меньшего пускового тока. Блин, а ведь при убитом боше она не выключалась.
На этом прелюдия заканчивается...
Спустя какое-то время незаметно пропал этот звук новой иномарки.
И уже этой зимой появились первые звоночки.
Раз на 10 при попытке запуститься мотор ловил клин. Но след. поворот ключа и запуск. Списал на зиму и проделки зажигания.
Зиму сменила весна, ртуть на термометре уныло поднялась до 20, но проблема осталась. Мало того - она усугубилась. Теперь стало чаще.
Честно грешил на аккум (ему 4 года), заряжал его. Какое-то время проблема пропала, но потом вернулась.
И вот неделю назад как обычно это бывает когда спешишь, расставил с утра приоритеты на день, запланировал дела, съездить туда-сюда и тут...
Нет, я не удивился когда словил очередной клин, снова привычно ключ на запуск, но теперь зловещая тишина не уходила вобще.
Чёрт.
С утра неокрепший мозг начал перебирать комбинации как и куда ходят маршрутки, а время шло.
Первым делом я подумал что окончательно умер аккум, ибо тухли лампы, попутно начал искать другой. Хорошо что ребята из клубного гаража подогнали свой аккум, именно с ним я понял что это причина не в аккумуляторе.
Далее в список причин попали стартер, контактная группа, плохая масса, силовые провода, плохие клеммы.
Как было далее - описано в "диагностике".
Что же это было, чем была омрачена эта короткая жизнь нового стартера?
Принёс пациента домой, и на столе принялся его разбирать.
Первое что я увидел - высыпающуюся пыль чёрного цвета от щёток. Однако...
Вскрытие показало что втулки живые, планетарка отоносительно живая, щеток было ещё 5-7 мм, но...что же его убило.
А дело было так:
Пыль от стёртых щёток постепенно загаживала внутренности стартера, попадая в зазор между статором и якорем, постепенно заполняя и так небольшой промежуток. В этот период наверное и появились первые звоночки. Стартер говорил о том, что его нужно срочно разобрать и вытрусить пыль. Но просьбы были проигнорированы твёрдым убеждением что он прошёл не так много. Постепенно пыли стало так много, что он стал крутить с трудом. И вот в тот день он поймал клин. Причём так поймал, что при прокручивании отвалились 2 из 4 постоянных магнитов. А один из них рассыпался на части. Одна из частей заклинила окончательно якорь. Что было первей - механический клин или электрическое КЗ из-за налипшего графита - я не знаю. Но теперь якорь плотно сидел в статоре и не вращался. При попытке вынуть якорь вынулись и осколки магнитов. А это говорит только об одном - надежда о поднятии этого стартера малой кровью окончательно пропала. Погуглив на предмет з/ч к стартеру Валео был неприятно удивлён. Корпус с магнитами (он же статор) переваливает за 200 грн, а ещё щётки новые докупать (120 грн). Плюс не факт что это всё подойдёт именно к моему стартеру, удивительно каличная система нумерации з/ч у Валео, например этого Валео D6RA не менее 10 вариантов - D6RA62, D6RA162, D6RA141, D6RA32 и т.д, родных з/ч Valeo нет - есть заменители Cargo и Wai.
Сделал я след. вывод:
Ремонт Valeo неоправдан. Если только это не щётки или втулки.
В принципе стартер не плох, возможно мне попался неудачный.
Попутно выражаю благодарность ребятам
Миша-
Vertikal подвёз свой аккумулятор
Серёга-
Кактус подкинул свой стартер на время поиска нового